Государственное учреждение образования
 "Средняя школа № 2 г. Полоцка "

Сайт sch2.polotsk.edu.by зарегистрирован: "БелГИЭ" - № 122641, НИРУП "ИППС" - № 3141101795

 

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Календарь новостей

<<Декабрь, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Горячие новости

17.12.2018
ЗИМНИЙ ЛАГЕРЬ

подробнее...

17.12.2018
ВНИМАНИЕ ВСЕМ!!!

подробнее...

14.12.2018
«ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» 4 ШАГ

подробнее...

10.12.2018
1 января 2019 года – 100-лет со дня провозглашения Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР)

подробнее...

08.12.2018
С верой в силу добра

подробнее...

Контактная информация

Адрес: г.Полоцк, ул.Школьная,4
Телефон:43-50-32
Электронная почта:pgossh2@mail.ru

 

Квалификационный экзамен (аттестация педагогических работников)

Нормативные правовые документы

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

Формы направлений на сдачу квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»

ГРАФИК проведения квалификационных экзаменов в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в декабре 2018 года при прохождении педагогическими работниками аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист

СПИСКИ педагогических работников, претендующих на сдачу квалификационного экзамена на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» (декабрь 2018 года)

СПИСКИ педагогических работников, претендующих на сдачу квалификационного экзамена на присвоение высшей квалификационной категории (январь 2019 года)

Информация о результатах квалификационных экзаменов при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории "учитель-методист" (июнь, 2018 год)

Информация о результатах квалификационных экзаменов при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории "учитель-методист" (2017 год)

Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей квалификационной категории

Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен

Оформление педагогического опыта учителей-дефектологов в специальном образовании (образец)




Оценка представленного письменного описания опыта педагогической деятельности

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:

  • обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;
  • конкретность, диагностичность поставленной цели;
  • направленность задач на реализацию цели;
  • отражение степени достижения поставленной цели.

Сущность опыта:

  • степень обобщения и систематизации представленных материалов;
  • конкретизация опыта разработанными автором материалами;
  • описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;
  • обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество приложений.

Результативность, эффективность опыта:

  • выделение критериев и показателей оценки результативности опыта;
  • доказательность результатов;
  • определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.

Методический уровень описания опыта:

  • ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);
  • подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.

Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) занятия:

  • эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) занятия;
  • проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) занятия.

Критерии и показатели оценки представленного педагогического опыта на квалификационном экзамене

№ п/п

Критерии

Показатели

Баллы

1

Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой

В представленном опыте нет четкого выделения педагогической проблемы, либо целей и задач деятельности, либо результата

1

Прописанные в представленном опыте педагогическая проблема, цели, задачи, результат деятельности не согласуются между собой

2

Цель деятельности, представленной в опыте, определена на основании заявленной проблемы; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности не отражает степень достижения цели

3

Цель деятельности, представленной в опыте, направлена на решение актуальной проблемы собственной педагогической практики, поставлена конкретно и диагностично; задачи направлены на реализацию цели; результат деятельности отражает степень достижения цели

4

2

Сущность опыта

В опыте представлено описание отдельных приемов, методов, форм, средств обучения и воспитания, подходов к отбору содержания

1

В опыте представлен набор известных приемов (методы, формы, средства, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), применяемых педагогом и направленных на достижение запланированных результатов

2

Создан педагогический продукт (методы, формы, средства, приемы, технологии обучения и воспитания, подходы к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов на основе авторской идеи. Описана деятельность автора по его применению

3

Создан авторский продукт (система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания), обеспечивающий достижение запланированных результатов. Опыт представлен технологично (четкий алгоритм действий)

4

3

Результатив-ность, эффективность

Выделены отдельные показатели результативности. Результативность опыта не доказана

1

Выделены отдельные показатели результативности. Представленные доказательства результативности деятельности не убедительны.

2

Выделены отдельные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах. Не четко определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

3

Выделены в полном объеме конкретные, взаимосвязанные показатели результативности. Доказана результативность, эффективность  деятельности на конкретных примерах. Определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта

4

4

Методический уровень описания опыта

Нет методически обобщенного содержания опыта, но ценность представляет описание отдельных приемов (методов, форм, средств, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания)

1

Опыт представляет определенную ценность для педагогических работников, но его описание требует значительной доработки (систематизации материала)

2

Опыт описан в обобщенном виде, пригоден для распространения  в педагогической среде, но требует дополнительного редактирования

3

Опыт описан в обобщенном виде (четко выделяется транслируемое ядро), в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта другими педагогами

4

5

Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) образовательной деятельности (занятия)

Разработанная модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия) не доказывает результативность, эффективность опыта

0

Включенные в модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия)  материалы опыта не согласуются с логикой реализации содержания занятия

2

Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия) убедительно доказывает владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия) не представляет собой законченный целостный продукт

8

Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия)  убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях. Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия)  подтверждает результативность, эффективность опыта

16

 

Технология изучения передового педагогического опыта на основе системного подхода

Анатолий Александрович ГЛИНСКИЙ

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета
руководящих работников и специалистов образования высшего звена
ГУО «Академия последипломного образования»

 

Деятельность общеобразовательного учреждения по изучению и обобщению педагогического опыта на основе системного подхода

В современной системе повышения квалификации педагогов, осуществляемой в условиях общеобразовательного учреждения, важная роль принадлежит педагогическому опыту, Однако, как показывает анализ практической деятельности школ страны, изучение, обобщение и использование педагогического опыта пока ещё достаточно сложно реализуются на практике. Не только методисты, педагоги, но и заместители директоров, директора затрудняются в решении задач, связанных с педагогическим опытом. Объясняется это недостаточной разработанностью соответствующих путей изучения и обобщения опыта в контексте, в первую очередь, системно-целостного подхода. Отсутствие такого подхода на практике приводит к тому, что порой за эффективный педагогический опыт выдаётся содержание будущих хороших результатов, сам процесс по изучению и описанию опыта вызывает затруднения, а это, как правило, приводит к формальному и некомпетентному подходу в решении данного вопроса. Всё это сказывается на эффективности реализуемого направления, «плодит» дополнительное количество бумаг, вызывает неуверенность в конечном результате проводимой работы.

Поэтому важно организовать изучение и описание педагогического опыта целостно и всесторонне, опираясь на системный подход. Достоинство данного подхода заключается в том, что с его помощью можно выявить и представить сумму разрозненных явлений в качестве единой взаимозависимой совокупности, когда каждый её элемент рассматривается, с одной стороны, как автономная составляющая, а с другой — как самостоятельная сложная система, включающая в себя другие компоненты [1].

Система работы по изучению опыта включает в себя следующие процедуры: распознавание специфики опыта, интерпретация, обобщение, описание, представление и пропаганда его идей, которые могут рассматриваться в качестве этапов работы заместителя директора (методиста, педагога) по данному направлению.

Педагогический опыт — это эффективный опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств. При этом оптимальность рассматривается как достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий всех участников образовательного процесса, а эффективность — как степень достижения заданной педагогической цели с учётом оптимальности.

Педагогический опыт классифицируется по масштабу, новизне и качеству: а) по масштабу — единичный, типичный, индивидуальный, групповой, массовый; б) по новизне — репродуктивный, творческий, новаторский; в) по качеству — положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, передовой.

Эти характеристики, с одной стороны, достаточно полно отражают состояние современной педагогической практики и поиск творческими педагогами оптимальных путей достижения качественных результатов образовательного процесса. С другой — педагоги-практики, например, не всегда могут в полной мере развести понятия характеристик опыта как передового и новаторского, поскольку и тот и другой содержат элементы новизны, авторства, креативности. И эти элементы ориентированы в первую очередь на усовершенствование уже существующего опыта или результата. Новаторский опыт — это опыт, в котором есть элементы новизны, открытия, изобретения, авторства. Передовой же характеризуется тем, что педагог получает более качественный результат за счёт усовершенствования имеющихся технологий, методик, методов, средств, приёмов, оптимальной организации образовательного процесса. (Обращаем внимание читателей на тот факт, что в данной статье речь будет идти о передовом педагогическом опыте.)

Понятие «передовой педагогической опыт» (ППО) на современном этапе развития образования рассматривается в двух значениях. В широком значении под ППО понимается такое профессиональное мастерство педагога, которое обеспечивает высокое качество знаний учеников, уровень их воспитанности, развития, сформированности ценностных ориентации. В узком — это такая образовательная практика педагога, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, эффективности.

«Передовой педагогический опыт — опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются; актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильная результативность» [7].

Опыт является передовым, если он, по сравнению с существующими технологиями и методиками обучения и воспитания учащихся, более рационален: при наименьших затратах сил, средств и времени обеих сторон образовательного процесса даёт более высокие результаты, приносит удовлетворение от совместной работы, от процесса сотворчества в системе «учитель — ученик». Передовой опыт также характеризуется стабильными, устойчивыми положительными результатами образовательного процесса, положительным микроклиматом, который создаётся в ходе совместной деятельности.

В практической педагогической деятельности существуют и такие подходы к трактовке ППО: образец хорошей, качественной работы; деятельность, в которую воплощены результаты научных исследований или успешное применение другого опыта; педагогические находки, позволяющие качественно решать образовательные задачи. Особой ценностью является «технологизированный опыт», характеризующийся выявленными и научно обоснованными закономерностями, который «работает» у любого педагога. У столь разных точек зрения присутствует инвариантная составляющая, суть которой заключается в том, что ППО должен быть источником успешного решения педагогических проблем.

В педагогике выделяют ряд критериев, по которым оценивают, насколько данный опыт является передовым. Основной из них — соответствие опыта ведущим идеям современной педагогической науки и главным направлениям практических поисков педагогов страны. Опыт не может считаться передовым, если опирается на устаревшие педагогические концепции.

Критерии опыта определяются на основе составляющих его компонентов: организации образовательного процесса, результатов обучения учащихся и уровня их развития, сформированности профессиональной компетентности у педагогов и степени выраженности их профессионально-педагогической культуры, востребованности данного опыта в педагогическом сообществе и др. Среди основных критериев выделим следующие: научная обоснованность опыта, высокая результативность образовательного процесса и личностного развития учащихся, длительность функционирования опыта, актуальность темы опыта и её перспективность, развитие профессиональной компетентности у педагогов и совершенствование их профессионально-педагогической культуры, творческая новизна, рациональный расход средств на достижение высоких результатов, эффективное педагогическое взаимодействие в образовательном процессе, степень удовлетворения образовательных запросов учащихся и их родителей [4].

Оценивать опыт как передовой следует также по конечным результатам совместной деятельности, которые в данном контексте будут выступать в качестве его показателей. К таким результатам-показателям относятся:

  • качество и уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся;
  • уровень умственного развития учащихся (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, ранжировать, обобщать, делать выводы);
  • уровень воспитанности учащихся (сформированность личности высоконравственной, общекультурной, физически развитой), уровень их личностно-ценностных ориентации;
  • сформированность у учащихся определённых компетенций (социальной, коммуникативной, межкультурной, информационной и др.);
  • пути достижения высоких результатов (оптимальная организация процесса обучения, усовершенствование дидактических средств, использование активных и интерактивных форм работы, технологизация образовательного процесса, междисциплинарность в образовательном процессе, практико-ориентированность в преподавании учебных дисциплин и др.);
  • совершенствование педагогических компетенций, развитие на этой основе компетентности и сформированность профессионально-педагогической культуры;
  • создание психологически благоприятной атмосферы сотрудничества, сотворчества в образовательном процессе и др.

Данные критерии и показатели, по нашему мнению, могут составить основу в определении мотивов и целей деятельности педагогического коллектива по изучению и обобщению ППО.

Чётко определённые мотивы и сформулированные цели помогут не только администрации, но и педагогам определить основные направления работы, своё место и роль на каждом этапе деятельности, почувствовать и увидеть необходимость и значимость для педагогического коллектива и общеобразовательного учреждения совершаемых действий. Это потребует от всех субъектов деятельности знаний в области проектирования, моделирования, технологизации процесса изучения и обобщения ППО. В разных общеобразовательных учреждениях могут быть определены разные подходы к решению данной проблемы на основе рекомендаций современной педагогической науки, органов управления образования, учреждений системы повышения квалификации, собственного опыта работы.

Что может являться опытом? Ответив на этот вопрос, можно чётко определить конкретные механизмы по его изучению, обоб­щению и описанию. Иными словами, чётко выделенный предмет ППО будет способствовать педагогу, методисту в определении используемых методов, способов, приёмов работы с ним.

Таким образом, опытом может являться: эффективная деятельность педагога по обеспечению качества образования; алгоритм учебных действий по предмету; внеклассная работа педагога по предмету; реализация факультативного обучения учащихся; авторская программа кружковой работы; методическое сопровождение образовательного процесса; система методических приёмов, используемых педагогом в урочной деятельности; эффективные средства обучения; реализация принципов обучения в образовательном процессе; взаимодействие классного руководителя, семьи и социума по воспитанию учащихся; система работы педагога по подготовке учащихся к централизованному тестированию; эффективная система оценки знаний учащихся и др.

Приступая к определению путей, подходов, методики работы с опытом, организаторам данного вида деятельности необходимо учитывать, что основу изучения и обобщения опыта составляют следующие принципы: целесообразности, научности, системности, последовательности, практикоориентированности, сотрудничества, индивидуализации, добровольности.

Условно можно выделить два пути работы с ППО: 1) по инициативе администрации общеобразовательного учреждения; 2) по личной инициативе педагога или группы педагогов. Второй путь, как показывает практика, наиболее эффективен и результативен.

Система работы по изучению, обобщению, описанию опыта включает следующие этапы: выявление опыта, изучение администрацией содержания, условий, процессов, качества и результатов профессиональной деятельности педагога в рамках темы опыта (с позиции педагога — самоизучение, самоанализ и самооценка образовательного процесса и его результатов); обобщение и описание опыта; оформление опыта; пропаганда (распространение) передовых педагогических идей.

На основании чего определяется опыт? Опыт может быть выявлен по итогам анализа работы общеобразовательного учреждения за учебный год; в ходе реализации тематического внутришкольного контроля; в ходе изучения работы педагога, аттестуемого на первую или высшую категорию; может быть запланирован самим педагогом в качестве темы самообразования и др.

Основу процесса изучения и обобщения опыта может составить следующий примерный план действий:

  1. Формулировка проблемы, объекта и предмета изучения. Определение теоретической базы опыта (из каких научных положений он исходит).
  2. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Значение его для совершенствования образовательного процесса.
  3. Выбор методов изучения опыта, определение критериев его оценки.
  4. Подготовка объектов и субъектов к изучению опыта.
  5. Непосредственное изучение опыта.

5.1. Деятельность педагога:

-  общая цель образовательного процесса, конкретные педагогические задачи;

-  подходы к отбору содержания обучения, к организации и осуществлению образовательного процесса; дифференциация и индивидуализация образовательного процесса;

-  управление процессом усвоения учащимися знаний, формирования умений и навыков;

-  развитие определённых личностных качеств учащихся, формирование личностно-социальных компетенций;

-  владение педагогом разными типами профессиональной мыследеятельности (методологической, методической, диагностической, проектировочной, коррекционной и др.);

-  использование в образовательном процессе технологий, методик, методов, приёмов и др.;

-  авторские дидактические средства; наличие авторской дидактической системы;

-  материально-техническое оснащение проводимых занятий;

-  уровень компьютерной грамотности педагога;

-  ведущие факторы, обеспечивающие высокие результаты в работе;

-  пути разрешения возникающих педагогических противо­речий и др.

5.2..            Деятельность учащихся:

-  -мотивация учебной деятельности;

-  уровень владения рациональными приёмами репродуктивной и поисковой познавательной деятельности;

-  уровень самостоятельности мышления и учебных действий;

-  самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

-  коммуникабельность в работе;

-  результаты учебной деятельности;

-  -сформированность нравственных качеств в учебно-познавательной деятельности и др.

6.    Первичная обработка материалов.

7.    Анализ и обобщение, вычленение главного, особенного,
общего и единичного в опыте.

8.    Описание опыта.

9.    Оформление.

Для успешной работы по изучению опыта необходимо, чтобы её участники на начальном этапе коллективно обсуждали организационные вопросы, распределяли обязанности, определяли используемые методы и приёмы, сроки. Результатом такой совместной работы может стать памятка руководителю, методисту, изучающим опыт работы педагога. Она может включать следующие позиции:

1. Предварительная работа с соответствующей литературой изучающего опыт.

2. Сбор информации о профессиональной деятельности педагога: встречи и беседы с педагогом, беседы с администра­цией, руководителем методического формирования, родителями учащихся, изучение мнения коллег о данном педагоге, изучение результатов его работы, знакомство с материалами профессионального портфолио (при его наличии) и др.

3. Посещение учебных занятий, проводимых педагогом. Определение научно-методической основы его работы.

4. Определение личностно-профессионального воздействия педагога на своих коллег и учащихся, отношение учащихся к изучаемому предмету.

5. Проведение контрольных работ, индивидуальных бесед с учащимися с целью определения уровня их знаний по данному учебному предмету.

6. Изучение внеурочной педагогической деятельности учителя: видов деятельности (участие в работе методического формирования, тематических педсоветах, методических декад, подготовка учащихся к олимпиадам, организация факультативных занятий, руководство научно-исследовательской деятельностью воспитанников и др.) и способов их реализации.

7. Авторская педагогическая продукция (авторский проект, авторская дидактическая система, система методической работы, методические рекомендации, учебно-методические пособия, памятки, статьи из опыта работы и др.).

8. Ознакомление с материалами выступлений из опыта работы педагога на внешкольных педагогических мероприятиях: научно-практических, практических конференциях/семинарах, педагогических чтениях.

9. Использование опыта работы данного педагога коллегами.

10. Руководство профессиональным ростом членов педагогического коллектива.

11. Привлечение педагога к анализу и описанию опыта своей работы.

12. Определение формы обобщения и описания опыта.

В ходе изучения опыта могут использоваться следующие методы: анкетирование, опрос, наблюдение, посещение уроков и внеклассных мероприятий, проводимых педагогом, его рабочей документации, собеседование, изучение авторской педагогической продукции и творческих работ учащихся, проведение контрольных работ и их сравнительный анализ, творческие отчёты педагога, презентации из опыта работы, посещение творческой лаборатории педагога, изучение результатов работы мастер-класса, который ведёт данный педагог и др.

Одним из наиболее важных этапов (и самых трудных для педагога) изучения опыта является самообобщение. Учителю потребуется определённая помощь со стороны администрации, методиста, более опытных коллег. Предлагаем примерную памятку по самообобщению опыта, разработанную российскими учёными Е. М. Муравьёвым и А. Е. Богоявленской [3].

Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта:

1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определённой части, представляющей наибольший интерес и актуальность.

2. Ознакомление с литературой по избранной теме. (Это необходимо для теоретического осмысления педагогом темы и сопоставления своего опыта с отражённым в литературе схожим по проблематике опытом.)

3. Планирование работы по избранной теме.

4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.

5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.

6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьёй: освещение принципиальных положений, исходя из которых, педагог пришёл к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.

Примерная памятка в помощь педагогу «Как обобщать свой опыт»:

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему Вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы; планы, конспекты, дидактический инструментарий, сочинения учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.

3. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе Ваших коллег. Возьмите тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь конкретно её сформулировать.

4. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты: например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, программированные карточки и др.), сопровождая их краткими разъяснениями.

5. Набросайте краткий план (3-4 основных вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в план факты, которые будут использованы как основные для Ваших выводов. Уточните план: в нём должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.

6. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.

7. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты.

8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы; таблицы, работы учащихся, список литературы и т.д.).

9. Помните, что, обобщая свой педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.

Материалы самообобщения могут служить основой изучения опыта работы педагога, инициированного администрацией (методическим советом) общеобразовательного учреждения.

В ходе изучения опыта можно использовать такие формы работы, как знакомство с материалами творческой лаборатории педагога, материалами учебно-предметного кабинета (если он является заведующим кабинетом); изучение содержания плана самообразования и его приложений, содержания профессионального портфолио, результатов профессионального взаимодействия педагога с молодыми и малоопытными коллегами, протоколов заседаний тематических педагогических советов, заседаний профессионального объединения, творческих работ учащихся и др.

Завершающим этапом работы над ППО является его обобщение и описание, т.е. выведение (вычленение) конкретной общепедагогической идеи, которую можно будет пропагандировать среди педагогической общественности для использования в практике работы. Жанр итогового документа и формы распространения опыта зависят от уровня его обобщения: практического, методического, научно-методического.

В деятельности общеобразовательных учреждений наиболее часто опыт обобщается на практическом уровне: описание или показ технологий, методик, методов, приёмов, способов работы педагога; представление результатов работы; демонстрация авторской системы. В данном случае могут быть использованы следующие формы работы: открытый урок, творческий отчёт, семинар-практикум, мастер-класс и др.

На методическом уровне обобщения опыта осуществляется выделение его ведущей педагогической идеи; даётся характеристика условий развития опыта, анализ результативности проводимой работы; обеспечивается подготовка различного рода методических рекомендаций, памяток, разработок.

Научно-методический уровень способствует развитию мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога. Это научно-теоретическое обоснование опыта, возможно, с привлечением учёного-консультанта; выделение его масштабности и практической новизны; определение значения опыта для развития педагогической теории и практики.

Описание опыта, как и его обобщение, осуществляется по плану:

1) определение содержания документа о ППО (информационная карта о педагогическом опыте — автор и адрес опыта, тема опыта, технология опыта, его результативность и адресная направленность);

2) описание условий возникновения и становления опыта (теоретическая база, профессиональная практика, вычленение противоречий из существующих образовательных практик и др.);

4) определение и формулировка сущности опыта, его идеи;

описание сущности опыта, его отличий от уже существующего; авторская новизна;

5) результативность опыта;

6) адресная направленность.

Материалы по описанию опыта систематизируются и хранятся либо в методическом кабинете, либо в творческой лаборатории педагога. Те материалы, которые будут способствовать пропаганде опыта и его использованию, оформляются в специально разработанную карточку учёта ППО. Хранится она в банке данных ППО в методическом кабинете общеобразовательного учреждения.

С целью упорядочения процесса оформления материалов по итогам изучения опыта предлагаем использовать карточку-таблицу, в которой найдут отражение следующие позиции: автор и адрес опыта; его тема; цель и задачи, на которые опыт ориентирован; теоретическая база; сущность опыта, его технология; результативность; главная идея, вытекающая из опыта.

Определённую значимость следует придать процессу распространения опыта, пропаганде его ведущих идей, так как «…передаётся мысль, выделенная из опыта, а не сам опыт» (К.Д. Ушинский). Это можно осуществлять через педагогические советы, заседания методических формирований, конкурсы педагогического мастерства, мастер-классы, семинары-практикумы, научно-практические конференции, творческие отчёты и презентации, а также публикации в республиканских педагогических изданиях.

Работа по изучению, обобщению и распространению ППО будет считаться успешно завершённой, если она системно организована, а идея изученного и представленного опыта будет осмыслена и принята другими педагогами, что со временем отразиться на результатах их профессиональной деятельности.

 

Список использованной литературы

  1. Валеев, Г.X. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г X. Валеев// Педагогика. — 2005. — № 5.
  2. Глинский, А.А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении: пособие для руководящих работников и специалистов учреждений общего среднего образования и системы повышения квалификации/А. А. Глинский. — Минск: Зорны верасень, 2008.
  3. Муравьёв, Е.М. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Ч. III/ E.М. Муравьёв, А.Е. Богоявленская. — М.: Пед. поиск, 2001.
  4. Пашкович, Т.Ф. Критериальные подходы к оценке эффективного педагогического опыта/ Т.Ф. Пашкович // Юраванне у адукацьм. — 2009. — № 5.
  5. Пахомова, Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е.М. Пахомова // Методист. — 2005. — № 2.
  6. Психолого-педагогический словарь / авт.- сост. В.А. Мижериков. — Ростов н/Д.: Феникс. — 1998.

При подготовке к описанию опыта рекомендуем ответить на следующие вопросы:

  • Какие результаты своей деятельности Вы считаете самыми показательными?
  • Как это можно измерить и доказать?
  • Что именно определило успех Вашей профессиональной деятельности? (Методы? Средства? Приемы? Подходы к отбору содержания? Другие цели?)
  • Что можно предъявить как материальный итог Вашего опыта работы? (Карточки, схемы,  набор заданий, подборка текстов, задач, инструкции, опорные схемы и т.д.)
  • Как можно систематизировать, классифицировать, обобщить, объединить предлагаемые Вами нововведения?
  • Какие примеры целесообразно представить в конкретизацию этой системы?
  • Какими теоретическими положениями, источниками Вы пользовались при этой классификации?
  • Какие последовательные этапы Вы можете выделить в собственной работе в данном направлении?
  • Как можно сформулировать тему, цель, задачи, результаты Вашего опыта, какие решаемые проблемы и противоречия указать?
  • Как бы Вы  рассказывали о данном опыте своим коллегам?

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике, на решение которых направлен данный опыт.

1.3. Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2. Описание сущности опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов. 

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

 

Обобщение педагогического опыта

 

Что такое педагогический опыт?

Передовой педагогический опыт является важнейшим средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. В современных условиях он выступает важнейшим инструментом повышения качества образования.

Педагогический опыт в широком смысле — это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного учителя, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетентности педагогических работников образовательных учреждений. Высокие результаты достигаются лишь тогда, когда педагог учитывает действующие закономерности в обучении и воспитании школьников или воспитанников, творчески использует научно-методические рекомендации, педагогически целесообразно учитывает специфику условий образовательного процесса. В данном случае педагогическая деятельность учителя не отличается принципиальной новизной, но характеризуется высоким репродуктивным профессионализмом. Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Общепринято передовым педагогическим опытом (ППО) считать такой опыт учителей, работников образования и образовательных учреждений, при котором достигаются лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации педагогического процесса. Необходимо учитывать следующие признаки ППО: более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся; более экономичная организация обучения и воспитания с точки зрения затрат времени, усилий, средств; умение находить оптимальные варианты решения педагогических задач. Передовой педагогический опыт может носить комплексный характер или отражать преимущественно отдельные из основных направлений педагогической деятельности — процесс обучения, процесс воспитания, процесс управления школой и т.д. Необходимо различать ППО по широте круга его носителей: источником опыта может быть отдельный учитель или группа учителей, предметное методическое объединение или методическое объединение классных руководителей, весь педагогический коллектив или региональная система образования в целом. На разном уровне находится ППО и с точки зрения его творческой новизны. Он может носить репродуктивный характер, когда учитель-практик вносит элементы новизны в уже известный опыт или в педагогическую практику. Это само по себе уже ценно, так как происходит адаптация ППО, присвоение его идеологии педагогом. Наибольшую ценность имеет опыт, носящий исследовательский характер, когда учитель или педагогический коллектив моделируют будущее качество педагогического процесса, т.е. практически осуществляют экспериментальную исследовательскую работу. Необходимо учитывать и фактор времени: длительность функционирования ППО является одним из доказательств его надежности и эффективности. Источником педагогического опыта выступает известная повторяемость (регулярность, цикличность) педагогической практики.

Для характеристики педагогов — носителей педагогического опыта чаще всего употребляются понятия «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход». Учитель-мастер свободно владеет профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании. Учитель-новатор отличается качествами мастера и наряду с этим вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность педагогического процесса. Для такого учителя как творца характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации. Работа учителя-исследователя характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции. Такой учитель владеет педагогическими исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа.

Педагогический опыт— это уже свершившаяся, как бы «остановленная», педагогическая практика. Определить главную причину состоявшегося опыта не всегда возможно, но можно провести анализ фактов, обусловивших этот опыт. Такой анализ необходим для содержательной характеристики и обоснованной оценки опыта, возможностей и границ его использования. При анализе педагогического опыта необходимо понять, почему педагог действует именно так, а не иначе.

 

Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта:

 

1.Выбор темы для обобщения собственного опыта.Осуществление дифференцированного подхода учителя к своему опыту, отбор для методической обработки определенной части своего опыта, представляющей наибольший интерес и актуальность.

 

2.Ознакомление с литературой по избранной теме.Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с опытом других учителей по данной проблеме, отраженным в литературе.

 

 3.  Планирование работы над описанием собственного опыта по избранной теме.

 

4.   Сбор и обработка материала.Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е.  включение в работу элементов экспериментального характера.

 

5.Анализ и обобщение материала, накопленного по теме.Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.

 

6. Соответствующее литературное оформление.Работа над докладом или статьей включает:освещение принципиальных положений, исходя из которых учитель решилобобщать свой опыт; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся опытом.

Требования к педагогам, обобщающим свой опыт

  1. Глубокие и разносторонние знания своего предмета и смежныхдисциплин.
  2. Знание современных методикпреподавания; владение методиками анализа учебно-методической работы по предмету; умениекорректировать и адаптироватьбазовые программы и методики;умение разрабатывать авторскиеобразовательные программы.
  3. Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника,использование в работе различныхформ психолого-педагогическойдиагностики.
  4. Владение способами индивидуализации обучения, умение использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей учащихся при реализации дифференцированного подхода.
  5. Умение анализировать свою деятельность (видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе;понимает их причины и исправляет недостатки; усиливает позитивные моменты в своей работе и находит эффективные решения).
  6. Умение активизировать познавательную деятельность учащихся,которое включает в себя созданиеусловий, способствующих формированию положительной мотивацииучения; умение интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся через использование поисковых и проектно-исследовательских методик.
  7. Обеспечение высоких учебныхрезультатов (учащиеся показываютхорошие, близкие к максимально соответствующим их возможностям, результаты по итогам проверочных работ, экзаменов; демонстрируют знания теоретических и практических основ предмета; учащиеся являются призерами олимпиад, турниров различных уровней).
  8. Подтверждение устойчивых и постоянных успехов (учащиеся показывают положительную динамику по результатам учебно-воспитательной работы).

Памятка учителю, обобщающему свой опыт

  1. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений и контрольные работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
  3. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографические списки по интересующим вас вопросам.
  4. Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для учащихся и др.),сопроводив их краткими разъяснениями.
  5. Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  6. Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации.
  7. Набросайте краткий план темы(3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план. В нем должна быть заложена основная идея и логика изложения темы.
  8. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
  9. Главный критерий хорошего опыта— результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

          10. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках.

  1. При оформлении доклада или статьи тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать наукообразно. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связанностью и правильностью речи. Проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок в тексте, описывающем ваш опыт.
  2. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и др.).
  3. Работая над обобщением собственного опыта, старайтесь поддерживать связь с учреждениями повышения квалификации (институтом повышения квалификации, институтом усовершенствования учителей, институтом развития образования), обращайтесь к руководителю школьного или районного (городского) методического объединения, а также к руководителям вашего образовательного учреждения и методистам отдела (управления) образования.
  4. Представляйте материалы для обобщения вашего педагогического опыта заранее, одновременно с заявлением в аттестационную комиссию. Помните, что результативность вашей аттестации на квалификационную категорию напрямую зависит от содержания и качества представления вашего индивидуального педагогического опыта.