Государственное учреждение образования
 "Средняя школа № 2 г. Полоцка "

Сайт sch2.polotsk.edu.by зарегистрирован: "БелГИЭ" - № 122641, НИРУП "ИППС" - № 3141101795

 

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Календарь новостей

<<Октябрь, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Горячие новости

17.10.2018
Интерактивный информационный ресурс «POMOGUT.BY»

подробнее...

16.10.2018
Репетиционное тестирование

подробнее...

15.10.2018
Месячник обеспечения здоровых и безопасных условий труда и соблюдения требований законодательства об охране труда

подробнее...

12.10.2018
День матери

подробнее...

11.10.2018
Родительское собрание

подробнее...

Контактная информация

Адрес: г.Полоцк, ул.Школьная,4
Телефон:43-50-32
Электронная почта:pgossh2@mail.ru

 

Как написать изложение

1.  Как слушать текст первый раз?

  • во время первого чтения внимательно слушать весь текст; выделять существенное ; мысленно делить текст на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них и о чем весь текст, каково его содержание
  • во время чтения текста ничего не писать;
  • определить общий смысл текста, его основную мысль, в соответствии  с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы  понять, зачем написан текст;
  • мысленно выделить опорные слова (главные ) и словосочетания, которые относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими (имена прилагательные , наречия и др.), чтобы понять , какую роль они выполняют в тексте , как в них отражается индивидуальный стиль автора (о чем текст , для чего написан , как написан).

2. Как работать в перерыве после первого чтения текста?

  • первоначально не писать связный текст, схематично изобразить общее представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине листа с пропусками между строками опорные слова и словосочетания , чтобы понять логику текста , отраженную в этих словах , и основную мысль текста:

                                               Опорное слово

                                               Опорное слово

                                               Опорное слово;

  • придумать заголовок в соответствии с содержанием текста, по заголовку еще раз проверить свое представление о логике текста, который, вероятно, будет в форме рассуждения в публицистическом стиле;
  • схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову сжатого  варианта, в которую можно сделать добавления других слов, окружая  ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи; здесь же можно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, замена), чтобы не добавить подробности и дополнительную информацию.

3.  Как слушать текст во  второй раз?

  • На этом этапе необходимо конкретизировать  первое впечатление от текста, по возможности делая письменные исправления и дополнения в схематично составленную основу текста; здесь нужно соотнести отдельные части  с опорными словами  по смыслу для создания текста, разграничивая  их  и имея в виду  отдельные абзацы в будущем тексте;
  • далее следует представить более конкретно логику авторского рассуждения или размышления  и соотнести ее со своей схемой
  • необходимо проверить лексическую точность окружения опорных слов , лексическую  сочетаемость отдельных выражений , подбирая при необходимости  свои слова на уровне авторского замысла.

4. Написать черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме:

  • проверить  соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста ;
  • соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений;
  • сделать окончательные  исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические )
  • проверить черновик не менее двух раз.

5. Написать чистовик изложения  и вновь проверить не менее  двух раз.

Как писать диктант

Экзаменатор выразительно читает весь текст диктанта. Внимательно прослушайте его. Если услышите непонятные слова, обязательно выясните их значение у экзаменатора. Постарайтесь вникнуть в смысл текста и понять его.

Далее текст читается по предложениям. Каждое предложение читается 3 раза: первый раз - полностью, второй раз диктуется по частям и третий раз -полностью и с выражением. При первом чтении предложения ничего не записывайте, но постарайтесь определить его структуру (простое или сложное, чем осложнено); запомните последние слова предложения, чтобы знать, где закончится предложение. Во время диктовки предложения по частям не торопитесь, пишите аккуратно, не расставляя знаков препинания (исключением может быть выделение вставных конструкций, слова, запятая перед союзами а, но, зато). Всё внимание обратите на написание слов. Знаки препинания расставьте во время третьего чтения предложения.

После того, как напишете весь диктант, экзаменатор снова выразительно читает текст. Теперь необходимо ещё раз проверить написанное, осознать знаки препинания.

Обычно даётся минут 5-7 на самопроверку диктанта.

 

Как проверять написанное

На 2-3 секунды отвлекитесь от текста, подумайте о чём-нибудь другом, закройте глаза или поднимите их от листа. Это важный психологический момент.

Теперь прочитайте текст и проанализируйте постановку знаков препинания, хотя выверять их желательно, когда текст читает экзаменатор. Если вы решили доставить или зачеркнуть какой-либо пунктуационный знак, не торопитесь, подумайте, какую роль он должен играть в предложении.

Для проверки написания слов необходимо произвести орфографический разбор каждого слова. Исправления выполняйте ручкой: зачеркните тонкой косой линией неправильную букву, а сверху напишите верную.

Как питаться во время экзаменов?

Учеба составляет большую часть нашей жизни. Некоторые учатся больше, некоторые меньше, но вот экзамены сдают все. Как же сдать удачно экзамен. Во-первых, надо всегда учить, а не только перед экзаменами. Во вторых надо отдыхать сколько нужно, выспаться. И в-третьих, надо хорошо питаться. Особенно это актуально для весны, когда организм истощен.

 Перед экзаменами организм находиться еще и в состоянии стресса, что тоже неблагоприятно влияет на организм. В этот ответственный период особенно важно обеспечить рациональное питание, способствующее высокому уровню работоспособности и сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов.

         Все, что мы едим, влияет на работу нашего мозга. Белки и витамины стимулируют мозговую деятельность. Углеводы оказывают успокоительное действие. Бананы и шоколад улучшают настроение и способствуют образованию эндорфинов. Инжир, тмин, креветки, орехи, способны повысить концентрацию внимания, а морковь, ананасы и авокадо, укрепляют память.

 При умственном труде рацион должен быть полноценным, но и умеренным одновременно, так чтобы это не повлияло на массу тело. Правда, считается, что хороший способ отдохнуть умственно, это напрягаться физически. Еще, не стоит увлекаться мучными изделиями и сдобой, так как от них больше вреда, чем пользы, можно, но немного. Особенно полезно в период экзаменов кушать: сыр, куриное мясо, телятину, индейку, сельдь, лосось, треску. Обязательно надо включить в рацион кисло-молочные продукты, так как: кефир, йогурт, простоквашу, бифидок.

 Богатым источником витаминов и микроэлементов являются овощи и фрукты. Но в стрессовых ситуациях организм использует много витаминов, так что иногда даже требуются курс витаминов приобретенных в аптеке.

Предпочтительнее их сочетания с минералами. Жиры тоже необходимы для нормальной жизнедеятельности. Они содержат жирорастворимые витамины: А, Д, Е, К, и другие активные вещества. Растительные масла улучшают холестериновый обмен. А вот бараний, свиной и говяжий сыр, желательно не употреблять, так как они «засоряют» сосуды и ухудшают память.

 

ПАМЯТКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. Прочитав вопрос, вспомните и кратко запишите все, что знаете по этому вопросу, а затем проверьте себя по учебнику.

2. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто рассказывайте маме, другу, любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответы на магнитофон, а потом прослушать себя как бы со стороны.

3. Не старайтесь выучить весь учебник наизусть. Помните: ваша задача - не запомнить, а понять. Концентрируйте внимание на основных, главных мыслях. Хорошо выучите план ответа на вопрос.

4. Сосредоточтесь на конкретных задачах - подумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляйте план ответа на каждый вопрос, причем каждый день на отдельном листе, чтобы к концу дня вы видели как бы материальное выражение своего труда.

5. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене.

6. За несколько дней до экзамена обязательно "проиграйте" мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, ситуацию, комиссию, свой ответ. Сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания.

                                             

Как вести себя во время экзамена

1. Взяв билет, продумайте план ответа. Начинайте готовиться выполнять то задание, которое (пусть совсем ненамного) для вас легче.

2. На устном экзамене постарайтесь закончить подготовку на одну-две минуты раньше того, как вас вызовут отвечать. В эти две минуты повторите план ответа и ход выполнения практического ответа.

3. Сформулируйте цель ответа. Не оценку, которую вы рассчитываете (или боитесь) получить, а то, о чем вы должны рассказать.

4. Отвечая, обязательно пользуйтесь листком с планом и примерами, написанными при подготовке.

5. Во время ответа примите позу уверенного человека, сделайте соответствующее выражение лица, говорите четко, уверенным голосом.

 

Что делать, если вдруг...

... на полуслове вы забыли, о чем надо говорить.

Прежде всего, не теряйте головы, сохраняйте спокойствие (хотя бы внешнее). Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? Если не вспомнили - переходите к следующему пункту плана. В конце ответа всегда можно вернуться к тому, что вы пропустили.

... вы уже почти закончили отвечать, и тут-то вспомнили, о чем забыли сказать.

Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответ ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным.

... вам задают дополнительный вопрос.

Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.

... вы ошиблись.

Ну и что? Если вы знаете, как исправить ошибку, сделайте это. Если же неуверенны, правильно ли вы ответили, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласитесь.

Рекомендации психолога: как эффективно

подготовиться к экзаменам и ЦТ

Подготовка к сдаче экзаменов и ЦТ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они устают, недосыпают… Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?

 

Организация времени в период подготовки к экзаменам и ЦТ

У каждого человека вырабатывается свой ритм жизни, и в период подготовки к экзаменам и ЦТ его коренным образом менять не стоит. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного и свободного времени, внести некоторые коррективы для более продуктивного его использования. С этой целью необходимо установить причины его недостатка, то есть в течение хотя бы нескольких дней проанализировать количество времени, затраченного на выполнение определенных дел.

Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:

  • не умею отделять важные дела от второстепенных;
  • не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
  • не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой умственной работоспособности;
  • отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
  • не умею говорить «нет»;
  • не довожу начатое дело до конца;
  • много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел не дохожу;
  • не всегда предварительно планирую свой день;
  • начиная новое дело, долго раскачиваюсь;
  • откладываю дела, поступки, действия до какого-нибудь срока;
  • личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и др.).

Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.

Рассмотрим одного из главных виновников потери времени – привычку оставлять дела на потом.

 

Привычка откладывать дела на потом

Промедление часто не осознается человеком, так как для многих оно вошло в привычку. Это защитный механизм в сохранении своего «я»: лучше отложить дела на потом, нежели встретиться с реальностью сейчас. Иллюзорное представление о себе заставляет переносить запланированное действие и мотивировать это так: «Я должен быть совершенным»; «Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий»; «Я никогда не должен проигрывать» и др. Кто в это верит, не может проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвует в состязаниях. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Некоторые постоянно откладывают свои дела на неопределенный срок. Можно задать себе несколько вопросов: что изменится вокруг меня, если я не так хорошо справлюсь с заданием? насколько все будет плохо? что со мной произойдет?

Школьники часто сильно преувеличивают ситуацию. На некоторые события они реагируют так, будто начинает рушиться жизнь. Ожидание катастрофы парализует. Надо понять, что это только собственные фантазии, выросшие из страхов. Следует отметать отрицательные установки, контролировать свои мысли, не позволять негативному мышлению завладеть сознанием. Положительные мысли нужно культивировать, следует приучить к ним свой мозг. Позитивное самопрограммирование уравновешивает эмоциональное состояние, освобождает психические процессы для активной внутренней работы. Необходимо помнить, что когда учащийся непосредственно занимается делом, то тревога уходит, так как энергия используется на конструктивное решение задач.

Потерю времени также существенно сократит применение некоторых способов запоминания учебного материала.

Как лучше запомнить учебный материал

Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.

Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом.

Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:

  • разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки, которые служат смысловой опорой запоминания;
  • установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения;
  • прочитать материал полностью, определить его общий смысл.

При таком способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом. Это имеет большое значение для его осознанного понимания и воспроизведения.

Чтобы лучше усвоить информацию, применяют прием сравнения. Установление только общего в учебном материале затрудняет его припоминание.

 Для более быстрого запоминания учебного материала рекомендуется использовать мнемонические приемы. С этой целью необходимо как бы завязывать «узелки на память». Например, чтобы запомнить число 1357, необходимо внимательно рассмотреть цифры. Можно увидеть, что они нечетные и каждая последующая больше предыдущей на два.

Также применяют прием смыслового кодирования. Например, предлагается запомнить число 314 159. Для продуктивного запоминания необходимо заменить число фразой: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв в каждом слове соответствует цифрам данного числа.

Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.

Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.

1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать). При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня.

Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.

2. Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не прошел по схеме «сдал и забыл».

3. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем «рабочие» дни.

4. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, а затем утром, на свежую голову.

Во время экзамена                        

 Ученикам  -  Выпускникам

·        Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом - это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как Вы не сможете мыслить ясно.

·        Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники - это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вдохов. Такое дыхание успокоит Вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя несколько раз: "Я спокоен и расслаблен" или "Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо".

·        Если Вы ощущаете в своей голове пустоту - на паникуйте! Паника в данной ситуации только осложнит процесс воспоминания и восприятия информации. Вместо этого, попробуйте на минуту сосредоточиться на медленном, глубоком дыхании. Если Вы все же не можете вспомнить необходимую информацию, переходите к другому вопросу; вернетесь к этому вопросу позже.

·        После экзамена не нужно попусту тратить время осуждая и критикуя себя за то, что по вашему мнению, Вы сделали не так.

 

Во время подготовки к экзамену                            

 Ученикам  -  Выпускникам

·        Оставьте для подготовки к экзамену достаточно времени, чтобы не возникла ситуация, когда нужно прочитать весь материал курса за последнюю минуту. Этот подход позволит значительно усилить Вашу уверенность в своих силах и снизить предэкзаменационный стресс, так как Вы будете знать, что потратили достаточно времени на подготовку и подготовились хорошо.

·        Составьте расписание своей подготовки к экзамену, чтобы Вы смогли следить за временем и мониторировать свой прогресс. Оставьте достаточно времени для отдыха и развлечений, чтобы избежать переутомления.

·        Как только Вы заметите, что теряете внимание и Ваш мозг начал уставать, устройте короткий отдых. После того, как Вы вернетесь к занятиям, Вы будете чувствовать себя отдохнувшим и будете готовы к дальнейшей подготовке.

·        Экспериментируйте с различными методиками подготовки, чтобы занятия стали для Вас своего рода развлечением, и Ваша мотивация усилится.

·        не пейте слишком много кофе, чая и газированных напитков; кофеин только больше возбудит Ваш мозг и сделает его менее восприимчивым к информации. Питайтесь чаще и правильным образом; в период подготовки Вашему мозгу требуется больше питательных веществ.

·        Регулярные, но умеренные физические упражнения усилят вашу энергию, просветлят мышление и снизят ощущения стресса.

·        Попробуйте упражнения йоги, дыхательную гимнастику или другие способы для расслабления и преодоления стресса. Они помогут Вам снять напряжение, усилят концентрацию и внимание, а также улучшат сон.

ОСТОРОЖНО, СПАЙС!

 

1. ЧТО ТАКОЕ СПАЙС? ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ КУРИТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ (СИНТЕТИЧЕСКИЕ КАННАБИНОИДЫ).

 

В последние годы на легальном и нелегальном рынках появились (и появляются) препараты, содержащие в своем составе психоактивные вещества, сходные по воздействию на организм как классические каннабиноиды. На рынке представлены в виде курительных смесей, названных «СПАЙС (SPICE)» (в переводе с английского «специя», «пряность»).

Продажа смесей «СПАЙС (SPICE)» осуществлялась в странах Европы с 2006 года (по некоторым данным – с 2004 года) под видом благовоний преимущественно через интернет-магазины. В 2008 году было установлено, что действующим компонентом смесей являются не вещества растительного происхождения, а синтетические аналоги тетрагидроканнабинола (ТГК) – основного действующего вещества марихуаны. Своевременному выявлению синтетических каннабиноидов в травяных смесях «СПАЙС (SPICE)» помешали наличие в составе смесей растений, потенциально обладающих психоактивными свойствами, добавки большого количества балластных соединений (таких как витамин E) с целью скрыть действующее вещество, а также отсутствие информации о спектральных свойствах синтетических каннабиноидов в большинстве баз данных для масс-спектрометрического анализа.

«СПАЙС» – курительные смеси независимо от их происхождения, содержащие в своем составе подконтрольные вещества группы синтетических каннабиноидов, либо подконтрольные растительные объекты. «СПАЙС» – объекты промышленного и кустарного производства, как правило, содержащие в своем составе каннабиноиды группы дибензопирана (парагексил, ДМГП, HU-210), и (или) неклассические бициклические каннабиноиды (CP-47, 497 и его гомологи), и (или) каннабиноиды группы аминоалкилиндолов (JWH), и (или) продукты переработки растения ШАЛФЕЙ ПРЕДСКАЗАТЕЛЕЙ (Salvia divinorum), и (или) САЛЬВИНОРИН А, и (или) продукты переработки растения РОЗА ГАВАЙСКАЯ (Argyrea nervosa), и (или) продукты переработки растения ГОЛУБОЙ ЛОТОС (Nymphea caerulea). К «СПАЙСАМ» будет относиться и любая другая курительная смесь, содержащая неназванные выше подконтрольные вещества, имитирующая действия продуктов переработки каннабиса.

Влияние синтетических каннабиноидов на организм человека на данный момент изучено недостаточно. Хотя их действие на психику аналогично действию тетрагидроканнабинола (ТГК), нет оснований быть уверенным в том, что риски, связанные с их употреблением, сравнимы с рисками при употреблении тетрагидроканнабинола. Сегодня мы уже сталкиваемся со случаями, когда возникает заболевание шизофренией. И однозначно видим, что употребление этого наркотика приводит к неконтролируемому поведению и летальным исходам. Коварность этого психотропа заключается в том, что реакция на него у разных людей может разительно отличаться. И у абсолютно здорового, сильного человека после употребления могут возникнуть сильнейшие психозы или аллергические реакции.

Пример: Столичная студентка Мария в ночь с 13 на 14 февраля 2014 года отправилась на квартиру к своему знакомому, а через некоторое время ее забрала из дома машина скорой помощи. Однако, спасти жизнь девушки не удалось. Как было установлено позже – накануне девушка употребляла спайс.

Преступный мир гибко и быстро реагирует на принимаемые в отношении него меры. Теперь уже синтетический наркотик не обязательно продают в красивой упаковке. Теперь это просто любая растительная масса, обработанная наркотиком (обычная трава, чай, табак и т.п.) либо получившие наибольшее распространение так называемые «марки» - кусочки бумаги, пропитанной синтетическим наркотиком. От этого наркотик становится только более опасным. В распространение наркотиков втягиваются люди, не понимающие всех нюансов химических реакций. Среди наркодиллеров попадаются уже и подростки. Концентрация наркотиков определяется «на глаз» и от этого невозможно определить допустимую дозу.

Пример: 17 февраля 2014 года  15-летний подросток в г.Минске умер в квартире друга от передозировки наркотиками. В этом случае подросток вместе с друзьями употребил так называемую «марку» (наркотик в виде бумаги с нанесенным на нее психотропом). Через несколько дней правоохранительные органы задержали двух наркодиллеров, которые продали те самые марки. Ими оказались двое молодых жителей Бобруйска. При задержании наркоторговцы плакали и старались вызвать к себе жалость. Сейчас в отношении двух наркоторговцев возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 328.

 

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ХРАНЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

 

Если употребление наркотиков, в том числе синтетических влечет в первую очередь вред здоровью, возможно постановку на учет к врачу-наркологу, соответствующее лечение и т.п., то факты наличия у гражданина наркотического вещества или его реализации – влекут уголовную ответственность.

Статья 328 Уголовного Кодекса Республики Беларусь «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов».

  1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
  2. В случае, если преследовалась цель получить деньги в обмен на наркотик, ответственность предусмотрена более строгая: незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
  3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327, 329 или 331 Уголовного Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
  4. Действия, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

(Справка: Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности)

Примечание. Уголовным Кодексом предусмотрено, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

 

3. КАК ВЫЯВИТЬ ЧЕЛОВЕКА, УПОТРЕБЛЯЮЩЕГО КУРИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ?

 

Главная опасность данных наркотиков – их доступность и простота употребления.

Признаки употребления курительных смесей

Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов.

  • Сопровождается кашлем (обжигает слизистую);
  • Сухостью во рту (требуется постоянное употребление жидкости);
  • Мутный либо покрасневший белок глаз (важный признак! Наркоманы знают о нем, поэтому носят с собой глазные капли);
  • Нарушение координации;
  • Дефект речи (заторможенность, эффект вытянутой магнитофонной пленки);
  • Заторможенность мышления;
  • Неподвижность, застывание в одной позе при полном молчании (если сильно обкурился, минут на 20-30);
  • Бледность кожных покровов;
  • Учащенный пульс;
  • Приступы смеха, потеря контроля над эмоциями, перепады настроения;
  • Изменения зрительного и слухового восприятия (галлюцинации).

Насторожитесь, если в поведении человека без видимых причин замечаются:

  1. точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
  2. состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуации);
  3. погруженность в себя, разговоры с самим собой;
  4. неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
  5. заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
  6. необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к отметкам;
  7. сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;
  8. частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные в данном разделе;
  9. игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
  10. неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность;
  11. неадекватные реакции на замечания или вопросы, грубость;
  12. быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная, нечеткая речь;
  13. очевидные лживость, изворотливость, цинизм и беспокойство;
  14. ослабление связей с родителями и другими членами семьи, непослушание родителям и учителям;
  15. постоянный поиск денег, частое их одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;
  16. возросшие тревожность, скрытность и лукавство в поведении, стремление к уединению и уходу из дома;
  17. ничем не объяснимое позднее возвращение домой в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха спиртного и последующее за этим трудное пробуждение по утрам;
  18. малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона («травка», «ширево», «колеса», «план», «приход», «мулька», «джеф», «ханка», «кумар» и т.п.) и обрывков фраз («мне надо», «как там дела?», «достал?» и т.п.);
  19. чтение книг (Карлоса Кастанеды, Уильяма Берроуза) и журналов, популярных среди наркоманов («Птюч» и т.п.), регулярное посещение техноклубов;
  20. отказ от употребления спиртного (если прежде охотно употреблял);
  21. изменение внешнего облика — неряшливость, запущенность в одежде, общее похудание, бледность, землистый цвет или покраснение, маскообразность и одутловатость лица, сальный налет на лице, круги под глазами, красные или мутные глаза, чрезмерно широкие или узкие (до точки) и не реагирующие на свет зрачки, гипомимичность, либо наоборот, оживление мимики, сухость, шелушение, морщинистость и дряблость кожи, тусклость и ломкость волос, сухость губ или повышенное слюноотделение;
  22. появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю, или улыбающегося личика — символа ЛСД);
  23. частое упоминание и позитивные высказывания о наркотиках, убежденное отстаивание свободы их употребления;
  24. стремление уйти от ответственных решений и мыслительного напряжения, потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность;
  25. неуверенная, шатающаяся, неустойчивая походка, плавные, замедленные или неточные порывистые, размашистые движения, повышенная жестикуляция, множество лишних движений, покачивание в положении стоя или сидя (особенно явное при закрытых глазах);
  26. умственные и (или) физические отклонения от нормы — замедленное мышление, снижение реакции, потеря веса, аппетита, тремор (мелкая дрожь), тошнота, частый насморк, хронический кашель, галлюцинации, потеря ориентировки во времени и пространстве, депрессия и т.п.;
  27. пропажа денег, вещей из дома или в классе (кражи, совершаемые ребенком также являются сигналом наркотической опасности);
  28. внезапное появление интереса к содержимому домашней аптечки, литературе по фармакологии, действию различных лекарств, стремление завязать знакомство с работниками аптек и учреждений здравоохранения;
  29. запах лекарств и других химических веществ изо рта, от волос и одежды (сладковатый запах, похожий на запах благовоний, тмина или мяты, а также запах клея, растворителя и т.д.);
  30. обнаружение у подростка предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в его вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые пахнут вовсе не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под синтетического клея и другой тары из-под различных средств бытовой химии.

Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли может достоверно свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однако наличие нескольких из этих признаков должно вызывать подозрение. В таких случаях необходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления этих признаков.

 

4. ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

 

Сегодня в нашей стране все громче и тревожнее звучат голоса: «Осторожно — наркотики!». Несмотря на принимаемые меры, наркоманов становится все больше. А ведь не так давно мы считали, что такое может быть где угодно, но не у нас.

«Наркоман!» — это слово стало уже обычным в нашем лексиконе. Что же за ним? За этим словом — искалеченные жизни, сломанные судьбы, отчаяние, страх, боль, смерть и преступление!

Очень многое, если не основное, зависит от родителей, от семейного климата и взаимоотношений в семье. Там, где существует опасность приобщения детей к наркотикам, как никогда актуальна простая и банальная истина: «Дети требуют внимания!»

Эта аксиома, казалось бы, известна всем. Но, как часто мы забываем о ней в суете будничного труда и заботах. А ведь именно с общения с родителями начинается процесс воспитания детей, усвоения ими всего хорошего и полезного.

Мамы и папы! По возможности старайтесь чаще беседовать с детьми на самые различные темы, особенно на те, которые в данный момент представляют для них наибольший интерес. О чем бы вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности.

Если есть опасность приобщения к наркотикам вашего ребенка, необходимо немедленно принимать все меры против этого.

Будьте настоящим другом своему ребенку, если у него уже возникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью!
Не каждый, кто пробует наркотики, обязательно станет наркоманом, но совершенно бесспорно, что каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды попробовал наркотик.

Коварная особенность наркотика заключается в том, что организм человека, принимающего это вещество неоднократно, в течение некоторого времени перестает реагировать на принимаемую дозу и требует постоянного ее увеличения.

Относительно продолжительное употребление наркотиков порождает пагубную привычку к этим веществам — человек становится наркоманом.

Одно из самых опасных действий наркотика на организм заключается в том, что он способен в самые короткие сроки сформировать жесткую зависимость состояния человека, его физического и психического самочувствия от употребления препарата.

 

5. ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ПРИОБЩЕНИЮ ПОДРОСТКА К НАРКОТИКАМ?

 

Причин и условий, способствующих приобщению к наркотикам, довольно много и знание хотя бы основных из них сможет помочь в целенаправленной профилактической работе. Ведь, как известно, чтобы победить врага, его нужно знать.

Причины:

  • Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения.
  • Сформировавшаяся наркотическая субкультура и «мода» на наркотики среди молодежи.
  • Сложная социально-экономическая ситуация в стране (экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).
  • Относительная доступность наркотиков на «черном» рынке (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев).
  • Активная деятельность наркоторговцев и их сообществ, направленная на стимулирование спроса на наркотики.
  • Либеральный пограничный режим или его отсутствие (открытость границ).
  • Сверхвысокая доходность наркобизнеса.

 

6. ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?

 

Если Вы обнаружили у вашего ребенка наркотические средства, предположите самое худшее — что он пристрастился к наркотикам. Приглядитесь к его поведению. Некоторые поступки могут являться своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и нормальные возрастные изменения подростка.

Постоянно наблюдайте за поведением своего ребенка. Резкие изменения в его поведении должны насторожить вас. Незаметно проверьте, нет ли других объективных признаков употребления наркотиков. Лучше перестраховаться. Это поможет вам своевременно заметить беду, когда еще можно поправить положение.

Особенно будьте бдительны в отношении друзей вашего ребенка. Узнайте о них как можно больше. Постарайтесь увидеть или познакомиться с их родителями (например, на родительском собрании в школе). В любом случае не стесняйтесь говорить с детьми о проблемах, с которыми может столкнуться человек, потребляющий наркотики (медицинскими, нравственно-этическими, юридическими и т.п.).

Если вы уверены, что ваш ребенок употребляет наркотики, скажите ему прямо о вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что вы против употребления наркотиков и намерены вмещаться в ситуацию.

Если Вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи специалиста-нарколога.

Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потребления наркотиков ребенком, обращайтесь за профессиональной помощью.