Государственное учреждение образования
 "Средняя школа № 2 г. Полоцка "

Сайт sch2.polotsk.edu.by зарегистрирован: "БелГИЭ" - № 122641, НИРУП "ИППС" - № 3141101795

 

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Проход по ссылкам навигации

Календарь новостей

<<Октябрь, 2018>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Горячие новости

17.10.2018
Интерактивный информационный ресурс «POMOGUT.BY»

подробнее...

16.10.2018
Репетиционное тестирование

подробнее...

15.10.2018
Месячник обеспечения здоровых и безопасных условий труда и соблюдения требований законодательства об охране труда

подробнее...

12.10.2018
День матери

подробнее...

11.10.2018
Родительское собрание

подробнее...

Контактная информация

Адрес: г.Полоцк, ул.Школьная,4
Телефон:43-50-32
Электронная почта:pgossh2@mail.ru

 

10 заповедей творческой личности учителя
1.        Будь хозяином своей судьбы.
2.        Достигни успеха в том, что ты любишь.
3.        Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
4.        Строй свои отношения с людьми на доверии.
5.        Развивай свои творческие способности.
6.        Культивируй в себе смелость.
7.        Заботься о своем здоровье.
8.        Не теряй веру в себя.
9.        Старайся мыслить позитивно.
10.     Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Словарь
Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид деятельности, в котором реализуется передача социального опыта и культуры от поколения к поколению.
Педагогическая технология – это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
Технология обучения – рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Технология учебно-воспитательного процесса – это система целей, содержания, средств, форм, методов обучения и воспитания, направленная на развитие личности учителя и учащихся.
Обучение - (преподавание и учение) – специально организованная двусторонняя деятельность, обеспечивающая активное усвоение учащимися содержания образования (учение) и упорядоченную, систематическую, планомерную передачу учителем знаний, умений, способов познавательной деятельности, направленной на развитиеличности ученика.
Преподавание – руководство педагогом учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе взаимодействия.
Учение – индивидуальная познавательная деятельность учащихся.
Содержание обучения – совокупность научных знаний, учебной информации, обеспечивающих развитие личности ребенка.
Формы обучения – виды учебных занятий, направленных на развитие школьников (урок, факультатив, практикум).
Средства обучения – это специально разработанные материалы или материализованные объекты, обеспечивающие эффективность учебного процесса.
Методы обучения – взаимосвязанные способы деятельности учителя и ученика, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на воспитание и развитие.
Учебный процесс – дидактическое взаимодействие преподавания и учения. Механизм этого взаимодействия выступает общение субъектов преподавания и учения.
Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Творчество – это духовная деятельность, результатом которой являются создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира духовной культуры.
Педагогическое творчество – качественное совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе оптимального использования учителем новых идей науки, трудового опыта, внешних условий и возможностей своих и учащихся.
Сотворчество – сотворчество с самим собой, сотворчество с другими людьми.
Готовность к педагогическому творчеству – интегративное качество личности педагога, включающее высокую общую культуру, эффективность показателя творческой деятельности и самодиагностику педагогического мастерства учителя, руководителя.
Творческая деятельность – это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями количества и качества с наименьшей затратой времени и сил.
Творческая педагогическая деятельность – высшее проявление индивидуальности педагога, его жизненных сил, дарований и способностей.
Творческая активность – комплексная характеристика личности формирующаяся на основе высокоразвитых способностей и проявляющаяся в успешной профессиональной деятельности.
Творческая активность учащихся – включение каждого школьника в учебно-воспитательный процесс, когда он становится носителем функций учителя, носителем их умений.
Творческое сотрудничество – принцип личностно-ориентированной педагогики. В результате творческого сотрудничества и возникшего неформального общения учитель и ученики могут достигнуть взаимопонимания, свободно проявить себя и глубже узнать друг друга.

Структура портфолио учителя.

1. Общие сведения об учителе

ФИО.

Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным.

Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!

Год рождения.

Нужно его указывать или нет - вопрос спорный. Если Ваше портфолио являет миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание Вашей деятельности, подобное справке горисполкома социалистических времён, то пожалуйста - указывайте год рождения. Это будет хорошим дополнением плохого портфолио.

Я предлагаю другой вариант - разместить рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!

Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой, тем более если, к примеру, директор или завуч школы - мужчина ))

Образование.

В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь.

Трудовой и педагогический стаж работы.

Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.

Повышение квалификации.

В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).

Награды, грамоты, благодарственные письма.

Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.

Копии документов.

Данный раздел наиболее важен для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Для электронного портфолио всё проще. Разметите скан-копии документов в отдельной папке на Вашем сайте учителя, а в разделах "Образование" и "Повышение квалификации" превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, что бы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших аттестатов и прочих документов. Например, вот так можно оформить этот раздел в электронном портфолио.

2 . Результаты педагогической деятельности

В этом разделе должны быть собраны: 

материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; 
результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; 
сведения о наличии медалистов; 
сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

3. Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: 

обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; 
обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий; 
обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; 
использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.; 
работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями; 
Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах 
участие в методических и предметных неделях; 
организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.; 
проведение научных исследований; 
разработка авторских программ; 
написание рукописей кандидатской или докторской диссертации; 
подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

Правила, обеспечивающие успешное проведение урока

  1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
  2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
  3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
  4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорное ЗУН.
  5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
  6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
  7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
  8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
  9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
  10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.
  11.     Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
  12. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
  13. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
  14. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
  15. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
  16. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
  17. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
  18. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
  19. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
  20. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.
Самоанализ урока
 
Класс:
Тема урока:
Тип урока и его структура:
1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)
   Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?
3.Какова триединая дидактическая цель урока  (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.
4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли  "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?
6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока?  В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?
8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.
9.Как вы оцениваете результаты урока?  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
Памятка молодому педагогу ::
1) Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь: все ли готово к уроку. Стремитесь к организованному началу урока. 
2) Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, отметьте её закладкой заранее, приучите дежурных оставлять на столе преподавателя рапортичку с фамилиями отсутствующих. 
3) Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания, Урок видите так, чтобы каждый студент с начала его и до конца был занят делом. 
4) Увлекайте студента содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте “слабым” поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно за теми, у кого внимание не устойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм.
5) Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься. 
6) Мотивируя оценки знаний, скажите студенту, над, чем ему следует поработать ещё. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Студент будет привыкать к тому, что указания преподавателя надо выполнять обязательно. 
7) Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и отдельных студентов. Пусть все испытают удовлетворённость от результаты труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных студентов, но не делайте это слишком часто. 
8) Прекращайте урок со звонком. Напомните дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.
9) Не допускайте конфликтов с целой группой или со значительной частью группы, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения. Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.
Как помочь «трудному» ребенку.
 
В число «трудных» детей обычно попадают дети не «худшие», а особенные чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Вывод: «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Психологи выделяют четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
1.     Борьба за внимание
Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить – непослушание. Взрослые так и сыплют замечаниями… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
2.     Борьба за самоутверждение - против чрезмерной родительской власти и опеки.
Знаменитое требование «я сам» 2-х летнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать.
Родитель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения – отстоять свои дела, и вообще, показать, что он личность.
3.     Желание отомстить
Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи и т.д.
И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость.
4.     Потеря веры в собственный успех
Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома.
Подобные «семейные неблагополучия», происходят из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться – все равно ничего не получится».
Согласитесь, что стремление «трудных» детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувства справедливости, желании успеха.
Выявить причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным – нужно обратить внимание на собственные чувства.
Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка.
Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникнет раздражение.
Если подоплека – противостояние воле родителей, то у последнего возникает гнев.
Если открытая причина – месть, то ответное чувство у нас – обида
Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяние.
Что же делать дальше?
Первый и общий ответ такой – постараться не реагировать привычным образом, т. е. так, как уже ждет от вас ребенок.
Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией.
Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и тому подобное. Что же касается его привычных «выходок», то их лучше всего оставлять без внимания.
Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.
Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Поняв причину, надо конечно, постараться ее устранить.
Самая трудная ситуация – у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение – перестать требовать «полагающегося « поведения. Стоит «сбросить на нуль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такай, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач, это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед.
При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!
Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.
И последнее, что важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.  
Требования к  уроку
Дидактические требования к современному уроку:
  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.
Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Стиль урока:
  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
     соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
     определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
     планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
     выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
     учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
     соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
  1. Особенности самоорганизации учителя:
     подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
     рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в   осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
     педагогический такт (случаи проявления);
     психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).
Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
     планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
     использование установок в форме убеждения, внушения;
     планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
     использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
2.    Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; 
     определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
     опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
     планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся;
     руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
     использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
3.    Закрепление результатов работы:
     формирование навыков путем упражнений;
     обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.
Организованность учащихся:
  1. Отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  2. Возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
  1. Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. Дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиенические требования к уроку:
  1. Температурный режим;
  2. Физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. Освещение;
  4. Предупреждение утомления и переутомления;
  5. Чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6. Своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. Соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8. Соответствие классной мебели росту школьника.
Требования к технике проведения урока:
  1. Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. По возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. Обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
 
     Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника!
ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА-
это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
Триединая цель урока- это сложная составная цель, вбирающая в себя, как мы уже писали, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремится учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить
Триединая цель урока- основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока.Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в целостную систему.
ТЦУ носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении "дерева целей" урока, где ТЦУ будет "генеральной целью", а задачи учебно - воспитательных моментов - рубежами ее достижения
Что же представляет собой состав ТЦУ? Как мы уже не раз упоминали, цель урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим каждый из них:
 
 
 
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
1.    Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
2.    Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
3.    Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
4.    Формировать умения- сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
5.    Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
"...целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке : репродуктивного, конструктивного или творческого"
РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания . Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
A.           Развитие речи:
Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -показатель интеллектуального и общего развития ученика
B.     Развитие мышления
Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учит учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
 
Учить анализировать,
 
учить выделять главное,
 
учить сравнивать,
 
учить строить аналогии,
 
обобщать и систематизировать,
 
доказывать и опровергать,
 
определять и объяснять понятия,
 
ставить и разрешать проблемы.
C.   Овладение этими методами и означает умение мыслить
D.   Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
E.   Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и тп.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. "учить и воспитывать- как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка- творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке", -писал в "Учительской газете" (10.02.81) учитель литературы 516-й школы г. Ленинграда Е. Ильин
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
"Воспитывающее обучение- это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
С какими же нравственным объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке ?.
Прежде всего- это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке- непреходящая задача учителя.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность
Третий объект- общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам- все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке- в этом ученик проявляет себя как член общества.
Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке , является труд.
Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.
И , наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят.
Учитель должен знать
 
  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании
  2. Приказы, распоряжения, инструктивно – методические документы Министерства образования РБ по вопросам обучения и воспитания учащихся.
  3. Структуру и содержание учебных программ преподаваемых предметов, содержание действующих учебников, существующих дидактических материалов.
  4. Теоретические основы и методику преподавания предметов.
  5. Основы дидактики и школоведения, современные требования к процессу обучения. Новые педагогические технологии.
  6. Общую, возрастную и педагогическую психологию, школьную гигиену, анатомо-физиологические и психологические особенности школьников, особенности психологии их обучения и воспитания.
  7. Теорию и практику воспитания школьников, содержание, формы и методы воспитательной работы и методику проведения внеурочных мероприятий.
  8. Особенности формирования коллектива.
  9. Особенности индивидуального подхода в работе с учащимися, методику работы с педагогически запущенными детьми.
  10. Особенности планирования учебной и воспитательной работы.
  11. Особенности применения различных видов дидактической техники, наглядности, дидактических материалов, технических средств обучения в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками.
  12. Современные требования к оформлению классного помещения.
  13. Особенности семейного воспитания, содержание, формы и методы работы с родителями и общественностью.
  14. Основы педагогической этики.
  15. Детскую художественную литературу и научно-популярную литературу, музыку, живопись, достижения науки и культуры.
  16. Основы научной организации труда учителя.
 
Учитель должен уметь
 
  1. Четко определять цели и задачи обучения, развития и воспитания.
  2. Планировать систему учебно-воспитательной работы.
  3. Анализировать и оценивать состояние реально существующих социально-педагогических явлений, причины, условия и характер их возникновения и развития.
  4. Выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся.
  5. Проектировать развитие личности и коллектива.
  6. Прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности и ошибки учащихся.
  7. Выявлять и точно формулировать конкретную педагогическую задачу, определять условия ее решения.
  8. Планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью учащихся.
  9. Обоснованно выбирать методы, средства, организационные формы учебно-воспитательной работы.
  10. Предвидеть характер ответных реакций учащихся на запланированную систему педагогических воздействий.
  11. Собирать, анализировать и синтезировать материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом уровня обученности и воспитанности учащихся.
  12. Различать науку и учебный предмет, осуществлять дидактическую переработку материала науки в материал преподавания.
  13. Творчески и обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-психологическую структуру урока.
  14. Выявлять и приводить в движение потенциальные педагогические возможности различных видов деятельности учащихся.
  15. Планировать структуру действий учащихся и педагогическое руководство их деятельностью.
  16. Педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания.
  17. Управлять поведением, дисциплиной и активностью учащихся.
  18. Определять по внешним проявлениям и поступкам изменение психологического состояния детей, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях.
  19. Мысленно ставить себя в позицию воспитанников.
  20. Увлекать учащихся, заинтересовывать их общественно ценными перспективами.
  21. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и коллективами, а также с родителями и учителями.
  22. Находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах.
  23. Располагать к себе воспитанников, при необходимости перестраивать отношения с коллективом и отдельными учащимися, находить индивидуальный подход к ним.
  24. Обеспечивать адаптацию к внешним влияниям и перестраивать способы деятельности в изменяющихся условиях.
  25. Осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой учащихся, менять направление и характер в случае необходимости.
  26. Анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью.
  27. Анализировать природу достижений и недостатков в профессиональной деятельности.
  28. Анализировать и обобщать опыт своей работы.
  29. Анализировать опыт других учителей с целью обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы.
  30. Выдвигать и обосновывать на основе анализа достигнутых результатов очередные педагогические задачи.  

Интернет-гостиная

 

Детский правовой сайт

http://mir.pravo.by

http://www.president.gov.by/

Официальный Интернет-портал президента Республики Беларусь

http://www.pravo.by/

Национальный правовой Интернет-портал

http://www.minedu.unibel.by/

Сайт Министерства образования Республики Беларусь

http://ris.unibel.by/

Республиканский информационный поисковый узел по вопросам образования

http://minsk.edu.by/

Официальный сайт комитета  по образованию Мингорисполкома

http://ipk.minsk.edu.by/

Сайт Минского городского государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров образования

http://mp.minsk.edu.by/

Минский городской методический портал

http://www.brsm.by/

Интернет-портал «Молодежь Беларуси»

http://help-teacher.narod.ru/

Сайт «В помощь молодому специалисту»

http://www.solnet.ee/

Интернет-портал для детей и любящих взрослых

http://www.school-city.by/

http://1september.ru/

Издательский дом 1 СЕНТЯБРЯ

http://1sentyabrya.ru/

http://bio.1september.ru/

Сайт для учителей биологии

http://fiz.1september.ru/

Сайт для учителей физики

http://www.schoolfizik.na.by/

Школьная физика и математика

http://www.schoolchemistry.by.ru/

Школьная химия

http://www.xumuk.ru/

Сайт о химии для химиков

http://www.prazdnik.by/

http://www.scenary.ru/

http://www.carnevale.ru/

http://www.photofun.od.ua/

 

http://www.intuit.ru/help/about.html

Интернет-Университет Информационных Технологий